В память о  враче психиатре-наркологе Стороженко Татьяны Яковлевны.

Три года назад внезапно прервалась жизнь нашего доктора. Более 30 лет она посвятила работе в наркологическом диспансере,
спасая жизни пациентов и сохраняя их семьи. Уходят безвозвратно. Память остается.

Статья была написана, но не успели опубликовать. Посвящаем публикацию её благородному труду.
 Зав. ДПО,  Михайлова Л.А.


 Выздоровление – это процесс длиною в жизнь.

       Учитывая то, что наркомания и алкоголизм относятся к заболеваниям личности, их реабилитация представляет  собой прежде всего  ресоциализацию, восстановление (сохранение) индивидуальной и общественной ценности, их личного и социального статуса.

        Во всех реабилитационных мероприятиях, во всех методах воздействия на пациента следует апеллировать к его личности. Реабилитационная среда влияет на восстановление и формирование социально – приемлемых личностных и поведенческих навыков. В такой среде ставятся задачи: работать, учиться, вступать в нормативные отношения и реализовать себя в тех условиях, в которых они находятся на сегодняшний день, а также им оказывается помощь в достижении конкретных целей. Формирование здоровой личности, в противовес патологической и мотивирование на лечение и отказ от психоактивных веществ  лежат в основе успешной реабилитации и поддержании ремиссии.      Существует медико – социальная программа реабилитации, направленная на решение задач социального восстановления зависимых пациентов, состоящая из нескольких компонентов.

Медицинский компонент.

       Особенности динамики заболевания свидетельствует о том, что на всех этапах реабилитации всегда звучит момент обострения патологического влечения к психоактивным веществам. Кроме того очень часто наблюдаются астенические, аффективные и поведенческие расстройства, интеллектуальное снижение.  Все эти особенности предполагают необходимость включения в реабилитационные программы комплекса сугубо медицинских мероприятий.

Организация реабилитационной среды.

          Реабилитационная среда создается для обеспечения «терапии средой», при которой сам характер функционирования медицинского учреждения оказывает влияние на пациента со стороны окружения (персонала и выздоравливающих пациентов), участие в жизни лечебного отделения, получение психологической поддержки от группы, при этом применяется переход пациента с одного этапа реабилитации на другой. Функционирование реабилитационной среды предельно структурировано. День заполнен множеством видов социально  полезной активности: пациент или принимает лечебные процедуры, или работает с психологом, социальным работником, занимается посильной трудотерапией в отделении или на участке, или занимается досугом (играет в настольные игры, занимается в тренажерном зале, общается с медицинским

персоналом на интересующие темы).

Психотерапевтический ( психокоррекционный) компонент

         Психотерапевтическая (психокоррекционная) работа может быть индивидуальной или групповой. При этом используются как различные психотерапевтические методики, так и специальные тренинги, направленные на воздержание от психоактивных веществ.

          Групповая работа проводится не только с пациентами лечебного учреждения, а также с их родственниками (решение проблем созависимости, личностная коррекция, конструктивное решение семейных конфликтов и противоречий), в индивидуальных беседах с родителями при первом посещении и в последующих.

Воспитательный (образовательный) компонент

          В настоящее время образованию социальных навыков пациентам придается первостепенное значение, при этом медико – педагогический подход затрагивает и другие вопросы реабилитации: качество жизни, мотивацию на выздоровление, права пациента, который выступает не пассивным источником получения информации, а активным участником процесса, что обеспечивается определенными формами групповой работы

(мини лекции, дискуссии и т.п.).

           Анализ эффективности реабилитационной программы показал, что лица прошедшие полный курс реабилитации имели более длительные ремиссии.

          Все вышеперечисленные компоненты используются в полном объеме в работе ГБУЗ СО «ТНД» реабилитационного центра «Воскресенье».

          Но полностью задачи ремиссии могут быть решены на последующих этапах: диспансерное наблюдение, участие в общественных организациях («Анти – СПИД», группы «АН» и «АА» и др.).

            Поддержание ремиссии – это трудоемкий и многофакторный процесс с участием всех ресурсов личности. Выздоравливающие должны помнить о своей химической зависимости, ежедневно проводить анализ и решать проблемы по мере их появления.

           Длительность ремиссии зависит от следующих факторов:

  1. разумное использование свободного времени (увлечения, спорт, выполнение семейных обязанностей);
  2. удовлетворение от работы;
  3. участие в общественной жизни;
  4. удовольствие от культурных развлечений;
  5. отсутствие психотравм (в том числе психотравмирующей ситуации дома и на работе);
  6. полный разрыв отношений с бывшими зависимыми от психоактивных веществ;
  7. участие в работе группы самоподдержки (терапевтические сообщества, группы «АН» и «АА»);
  8. длительный контакт с врачом и психологом (диспансерное наблюдение).

        Учитывая все эти моменты можно сделать вывод, что поддержание ремиссии – это сложный процесс, который зависит как от самого пациента, так и от его окружения.

       Начните жить с чистого листа в трезвости, а мы (медицинские работники) вам поможем, только не оставайтесь один на один со своими трудностями.

       И тогда поймете, что жизнь прекрасна.

       У вас все получится!

      

Подготовила:       /Стороженко Т.Я./