29032021 f5fc4

  Термин «Internet Addiction Disorder» (Расстройство Интернет-зависимости) был в шутку предложен психиатром Айвеном Голдбергом в 1995 году. Он не знал, что позже сам введет диагностические критерии этого расстройства, а недуг будут лечить принудительно в ряде стран. В понятие «интернет-зависимость» он вложил поведение со сниженным уровнем самоконтроля, вытесняющее нормальную жизнь.

 

Д-р Владимир Позняк, специалист Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) в области употребления психоактивных веществ и аддиктивного поведения:  «Литературный обзор показал, что уровень распространенности этого расстройства практически не зависит от географического региона. Несколько обследований, показали, что  уровни распространенности интернет-игрового расстройства в Европе и Северной Америке колеблются в пределах от 1% до 10%.

Согласно МКБ-11, диагноз «игровое расстройство» ставится тем лицам, которые в течение не менее 12 месяцев не контролируют свое игровое поведение, ставят игры превыше других интересов и видов деятельности и продолжают играть, несмотря на негативные последствия.

В настоящее время ВОЗ и партнеры разрабатывают основанное на фактических данных скрининговое и диагностическое интервью для содействия лечащему персоналу.

 

Многопользовательские интернет-игры открывают возможности для соревнования, что привлекает многих людей, особенно тех, кто в обычной жизни испытывает трудности в общении», системы поощрения (часто в виде виртуальных лутбоксов, то есть ящиков с добычей), предлагающие либо виртуальные предметы, такие как оружие и доспехи, либо «реальные» награды, такие как подписка на потоковое видео, являются раздражителем. «Такие системы заставляют играющих часами гоняться за виртуальным или реальным выигрышем».

Стоит отметить, что увлечение видеоиграми и профессиональное занятие киберспортом согласно данному классификатору не будут являться психическим расстройством, так как только при расстройстве игровой процесс не контролируется пациентом и приводит к негативным последствиям.

 

МИФ: Человек за КОМПЬЮТЕРОМ ОБЩАЕТСЯ СО ВСЕМ МИРОМ.

В РЕАЛЬНОСТИ - сам с собой.

29032021 2 b66de

 

Есть решение ВОЗ о руководящих принципах в отношении физической активности детей в возрасте до 5 лет. Согласно этим рекомендациям на протяжении первого года жизни дети не должны допускаться к экрану монитора, на протяжении второго года жизни время, проведенное детьми у экрана монитора, должно быть крайне незначительным, а в возрасте от 2 до 4 лет — составлять не более одного часа в день.

Виды интернет зависимости:

  • ГЕЙМЕР. Зависимость от компьютерных игр – кибераддикция.
  • БАЛАБОЛ. Зависимость от социальных сетей – сетеголизм.
  • ВЕБ-СЁРФЕР. Информационная интернет зависимость  (онлайн-сёрфинг).
  • КИБЕРСЕКС. Навязчивое влечение к просмотру порно сайтов.
  • Пристрастие к просмотру фильмов через интернет. Бесконечный просмотр фильмов  не отрываясь в течение длительного времени.
  • Навязчивая финансовая потребность участие в акциях, розыгрышах, покупках.
  • Зависимость от  криминальных действий с помощью компьютера (хаккинг и другие виды  криминального программирования).

29032021 3 48943

Классификация интернет зависимости.

 Причины:

  • Несформировавшаяся психика и эмоциональная нестабильность.
  • Доступность разнообразной информации.
  • Широкая интерактивность, постоянное общение.
  • Персональный контроль над информацией о себе, позволяющий создавать определенный «образ».
  • Анонимность передаваемой  информации.
  • Игровая зависимость возникает на фоне скрытой или явной неудовлетворенности окружающим миром и  невозможности самовыражения при страхе быть непонятым.

Стадии интернет зависимости (по К. Янг)

1-  Знакомство с интернетом  и заинтересованность новыми возможностями.

2-  Интернет начинает замещать значимые сферы жизни.

3-  Можно говорить о «собственно бегстве».

Клиника:

  • Теряются коммуникативные навыки и люди перестают испытывать потребность в нормальном общении.
  • При формировании зависимости  человек погружается в виртуальную реальность и только изредка возвращается в реальную жизнь.

29032021 4 11f10

 

Симптомы, в том числе психологические:

  • Навязчивое желание проверять электронную почту.
  • Нетерпеливое ожидание следующей возможности выхода в интернет.
  • Невозможность остановиться.
  • Пренебрежение семьей и друзьями.
  • Ощущение пустоты, депрессии, раздражения  вне компьютера.
  • Хорошее настроение или эйфория за компьютером.
  • Ложь членам семьи о своей деятельности.
  • Проблемы с работой или учебой.
  • Окружение жалуется - слишком много времени проводит в интернете.
  • Окружение жалуется - слишком много денег тратиться на интернет.

 

Последствия компьютерной зависимости:

  • Ухудшение памяти;
  • Мыслительные и психические расстройства;
  • Обострение физических заболеваний;
  • Потерянное и невосполнимое для жизни время;
  • Нарушения функций глаз;
  • Нарушения опорно – двигательного аппарата;
  • Нарушения функции пищеварительной системы;
  • Общее истощение организма;
  • Агрессивность и асоциальное поведение;
  • Социальная дезадаптация.

Признаки, которые должны обеспокоить родителей:

  • Ест, пьёт чай, готовит уроки у компьютера, нежелание отвлекаться от виртуального пространства;
  • Провел хотя бы одну ночь у компьютера;
  • Прогулял школу – сидел за компьютером;
  • Приходит домой и сразу садиться за компьютер, постоянное желание быть онлайн;
  • Забыл поесть, умыться, раньше такого не было, пренебрежение личной гигиеной;
  • Пребывает в плохом настроении, не может ничем заняться, если компьютер сломался;
  • Конфликтует, угрожает, шантажирует в ответ на запрет сидеть за компьютером, раздражительность при невозможности выйти в интернет, конфликты с окружающими людьми;
  • Готовность  вкладывать все свободные деньги  в интернет;

 

РОДИТЕЛЯМ для размышления и действий:

Круг потребностей, которые подросток удовлетворяет с      помощью интернета:

  • Потребность  в самостоятельности (независимости от родителей);
  • Потребность в самореализации и признании, в т.ч. сверстниками;
  • Потребность в общении;
  • Потребность в принадлежности к группе по интересам, в любви;
  • Потребность в обладании;
  • Познавательная потребность.

Что-то упущено…

Другой ряд признаков:

  • Отказ от пищи или системное нерегулярное питание.
  • Снижение успеваемости,  систематические прогулы.
  • Частые беспричинные перемены настроения.
  • Нарушение памяти и внимания.
  • Приступы депрессии, страха и тревоги.
  • Ограниченное общение с друзьями, родителями/отказ от общения в реальной жизни.
  • Уход от дел, к которым наблюдался интерес, отказ от хобби.
  • Пропажа из дома ценностей или денег, денежные долги.
  • Изворотливость, лживость, неопрятность, которые ранее не были характерны для этого человека

Лечение и профилактика интернет зависимости и способы избавления от неё:

  • Выявить причину заболевания.
  • Ограничить время пребывания в интернете.
  • Отказаться от пользования интернетом для чтения книг, которые есть в печатном варианте.
  • Проконсультироваться у специалиста по коррекции поведения.
  • Посещать сеансы психотерапии.

Самый эффективный способ выздоровления от интернет зависимости – вернутся в реальную жизнь и забыть о существовании интернета на значительное время!
Где вход, там и выход.

  • Выходите и выезжайте на природу.
  • Встречайтесь с друзьями.
  • Посещайте различные мероприятия.
  • Вспомните о забытом хобби.
  • Займитесь спортом.
  • Прочтите книгу в бумажном издании.

РОДИТЕЛЯМ:

  • Установить фильтр доступа к некоторым интернет ресурсам.
  • Контролировать время нахождения за компьютером  и выхода в интернет.
  • Включить ребенка в различные виды деятельности.
  • Увеличить расход своей энергии на совместное времяпровождение.
  • Формировать режим дня и соблюдать его.
  • Следить за отдыхом ребенка - сон не менее 8 часов в сутки.
  • Говорить с ребенком о чувствах и эмоциях.

ЗАВИСИМОСТЬ  - ЭТО БОЛЕЗНЬ «ЗАМОРОЖЕННЫХ ЧУВСТВ»

Главное условие для здоровья, профилактики и выздоровления – безусловная  любовь к своему ребенку. А взрослый человек просто обязан сам сохранить свое здоровье.

Гл. врач  Михайлов С.В.

Статья подготовлена по материалам из открытых источников

Задать вопрос